Русь Синеокая добро и красота

 

Сергей Есенин

 1. Над окошком месяц(муз. Ян Френкель, сл. Сергей Есенин)
 2. Клен ты мой опавший(муз. неизв., сл. Сергей Есенин)
 3. Гой ты, Русь моя родная(муз. Георгий Свиридов, сл. Сергей Есенин)

 4. Моя Родина(муз. Ольга Никитина, сл. Сергей Есенин)
 5. Отговорила роща золотая(муз. Григорий Пономаренко, сл. Сергей Есенин)
 6. Капли жемчужные(муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин)

3. ГОЙ ТЫ, РУСЬ МОЯ РОДНАЯ

/ Фильм-романс. Для экранизации использованы кадры позабытого фильма "Пой песню, поэт" (Мосфильм, 1971).
/ в гл. ролях: Сергей Никоненко, Борис Хмельницкий, Евгений Киндинов, Татьяна Игнатова.

/ муз. Георгий Свиридов, сл. Сергей Есенин
/ аранж. Сергей Каминский   / исп. Руслан Богатырев

В конце декабря 2015 г. к 100-летию Георгия Васильевича Свиридова я написал стихи на его инструментальный романс к фильму "Метель" по одноимённой повести А.С.Пушкина. Так родился на свет новый вокальный романс "Метель".

Спустя 5 лет на ту же музыку (но в другой гармонии) удалось создать новое произведение. Причём на стихи Сергея Есенина, любимого поэта Г.В.Свиридова. Текст оригинала, без изменений и купюр.

Стихотворение вошло в первый прижизненный сборник Сергея Есенина, который назывался "Радуница" и вышел в Петрограде 1 февраля 1916 г. в издательстве М.В.Аверьянова при участии Николая Клюева.



Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
— Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.

(1914)

Дата создания: 1914, опубл.: "Биржевые ведомости", 1915, 14 ноября, № 15209.

<< Стихотворение сразу было оценено критикой как значительное достижение только начинавшего входить в литературу поэта. Автор одной из первых статей, посвящённых его творчеству, П.А.Кузько писал, что от стихотворения веет «подлинной, медовой, „спасовой“ Русью, весёлым хороводным плясом», что в нем видны «сочность, красочность и другие, ещё скрытые от широкой публики неисчислимые богатства русского языка» (газ. «Кубанская мысль», Екатеринодар, 1915, 29 ноября, № 60).

Позже Р.Б.Гуль увидел в стихотворении начальный этап той «живописной красочности», которая составила одну из особенностей имажинизма Есенина: «У поющего рязанского парня в руках ещё и кисть. У него, слава Богу, не колоратура, а песенность. У него не «поставлен» голос. Он, как цыган, душой поёт. И если колоратура враждебна «живописности», то песенность с живописной образностью в дружбе» (журн. «Новая русская книга», Берлин, 1923, № 2, февраль, с. 14). >>