Сергей Есенин |
1. Над окошком месяц | (муз. Ян Френкель, сл. Сергей Есенин) | |
2. Клен ты мой опавший | (муз. неизв., сл. Сергей Есенин) | |
3. Гой ты, Русь моя родная | (муз. Георгий Свиридов, сл. Сергей Есенин) | |
4. Моя Родина | (муз. Ольга Никитина, сл. Сергей Есенин) | |
5. Отговорила роща золотая | (муз. Григорий Пономаренко, сл. Сергей Есенин) | |
6. Капли жемчужные | (муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин) |
3. ГОЙ ТЫ, РУСЬ МОЯ РОДНАЯ
/ Фильм-романс. Для экранизации использованы кадры позабытого фильма "Пой песню, поэт" (Мосфильм, 1971).
/ в гл. ролях: Сергей Никоненко, Борис Хмельницкий, Евгений Киндинов, Татьяна Игнатова.
/ муз. Георгий Свиридов, сл. Сергей Есенин
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
В конце декабря 2015 г. к 100-летию Георгия Васильевича Свиридова я написал стихи на его инструментальный романс к фильму "Метель" по одноимённой повести А.С.Пушкина. Так родился на свет новый вокальный романс "Метель".
Спустя 5 лет на ту же музыку (но в другой гармонии) удалось создать новое произведение. Причём на стихи Сергея Есенина, любимого поэта Г.В.Свиридова. Текст оригинала, без изменений и купюр.
Стихотворение вошло в первый прижизненный сборник Сергея Есенина, который назывался "Радуница" и вышел в Петрограде 1 февраля 1916 г. в издательстве М.В.Аверьянова при участии Николая Клюева.
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: — Кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу: не надо рая, Дайте родину мою. (1914) |
Дата создания: 1914, опубл.: "Биржевые ведомости", 1915, 14 ноября, № 15209.
<< Стихотворение сразу было оценено критикой как значительное достижение только начинавшего входить в литературу поэта. Автор одной из первых статей, посвящённых его творчеству, П.А.Кузько писал, что от стихотворения веет «подлинной, медовой, „спасовой“ Русью, весёлым хороводным плясом», что в нем видны «сочность, красочность и другие, ещё скрытые от широкой публики неисчислимые богатства русского языка» (газ. «Кубанская мысль», Екатеринодар, 1915, 29 ноября, № 60).
Позже Р.Б.Гуль увидел в стихотворении начальный этап той «живописной красочности», которая составила одну из особенностей имажинизма Есенина: «У поющего рязанского парня в руках ещё и кисть. У него, слава Богу, не колоратура, а песенность. У него не «поставлен» голос. Он, как цыган, душой поёт. И если колоратура враждебна «живописности», то песенность с живописной образностью в дружбе» (журн. «Новая русская книга», Берлин, 1923, № 2, февраль, с. 14). >>